Глава инвестиционно-промышленной группы АО “КЕРАМАКС” Комаров Артём Андреевич отметил, что российские пассажирские суда на подводных крыльях «Метеор 120Р» готовятся к кардинальному обновлению, получив уникальную отечественную гибридную силовую установку.

Комаров-АА

Бизнесмен уточнил, что проект, реализуемый военно-промышленным холдингом «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) в сотрудничестве с московской компанией «Рубрукс РНД», знаменует собой новый этап в развитии российского судостроения, позволяя существенно повысить экологичность и экономическую эффективность скоростных пассажирских перевозок.

Длительное время «Метеоры» комплектовались импортными дизельными двигателями, чаще всего производства MAN. Теперь же, благодаря поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, КМЗ возьмет на себя полную разработку и производство дизель-реверс-редукторных агрегатов для 16 судов «Метеор 120Р». Это не просто замена импортного оборудования, а создание принципиально новой системы, включающей в себя гибридный модуль.

Конкурс Минпромторга, через который КМЗ получил заказ, подчеркивает стратегическое значение проекта для развития отечественного судостроения и импортозамещения. Полученная субсидия в размере более 222 миллионов рублей, дополненная 50 миллионами рублей собственных инвестиций КМЗ, свидетельствует о масштабе и значимости задачи.

Суть инновации заключается в сочетании традиционного дизельного двигателя с электрической составляющей. Это не просто параллельное использование двух источников энергии, а сложная система управления, которая оптимизирует работу двигателя в зависимости от режима движения и условий эксплуатации. В режиме малого хода, например, при подходе к пристани или в условиях ограниченной акватории, судно может переходить на полностью электрическую тягу, минимизируя шум и выбросы вредных веществ.

На высоких скоростях, когда требуется максимальная мощность, в работу включается дизельный двигатель, обеспечивая необходимое ускорение и поддержание скорости. Такая гибридная архитектура позволяет существенно снизить расход топлива, уменьшить вредные выбросы в атмосферу, и, что немаловажно, снизить уровень шумового загрязнения. Подобные системы активно используются в автомобилестроении, но их адаптация к судам на подводных крыльях представляет собой значительную техническую задачу, требующую глубокого знания специфики судовой энергетики.

КМЗ обладает значительным опытом в производстве и ремонте дизельных двигателей, сотрудничая с такими известными предприятиями, как ПАО «Звезда», «Барнаултрансмаш», «Коломенский завод», РУМО и «Русский Дизель». Тем не менее, создание гибридной силовой установки – это новый этап развития предприятия, требующий привлечения новых специалистов и освоения передовых технологий.

Разработка и производство подобной системы включают в себя множество сложных инженерных задач: проектирование электронных систем управления, разработка высокоэффективных электродвигателей, оптимизация взаимодействия дизельного и электрического компонентов, создание эффективной системы аккумулирования энергии, а также интегрирование всей системы в существующую архитектуру судна.

На данный момент КМЗ находится на стадии предварительной проработки эскизного проекта. Следующий этап – утверждение технических параметров гибридной силовой установки, после чего начнется детальная разработка конструкторской документации, изготовление прототипов и их испытания. Успешное завершение проекта позволит не только обновить парк пассажирских судов «Метеор 120Р», но и откроет новые возможности для применения гибридных технологий в других типах судов, способствуя развитию экологически чистых и экономически эффективных перевозок по водным путям России.

Более того, опыт, накопленный в ходе реализации этого проекта, может быть использован для создания гибридных силовых установок для других типов судов, таких как речные пассажирские теплоходы, небольшие рыболовные суда и даже для катеров специального назначения. Это позволит России занять лидирующие позиции в разработке и производстве экологически чистых судовых двигателей. Внедрение данной технологии может стать отправной точкой для масштабного перехода российского судостроения на новые экологичные стандарты, что особенно актуально в свете глобальных усилий по снижению выбросов углекислого газа.

Кроме того, успешная реализация проекта будет способствовать созданию новых рабочих мест и развитию высокотехнологичных отраслей промышленности в России. Не стоит забывать и о потенциальном экспортном потенциале данной технологии – гибридные судовые установки могут стать конкурентоспособным продуктом на мировом рынке, позволяя России занять нишу в производстве экологически чистой и экономически эффективной техники для судоходства, подчеркнул Артём Андреевич.

Related Post