Артём Комаров о стендовых испытаниях газотурбинного двигателя (ГТД) судового типа ТМ16

Комаров Артем бизнесмен

Глава инвестиционно-промышленной группы АО “КЕРАМАКС” Комаров Артём Андреевич сообщил, что в январе 2025 года на тюменском заводе «Тюменские моторостроители» начались стендовые испытания полностью локализованного российского газотурбинного двигателя (ГТД) судового типа ТМ16.

Новый российский ГТД ТМ16, Артём Андреевич Комаров

Инвестор подчеркнул, что это событие знаменует собой значительный шаг в импортозамещении критически важной для российской экономики отрасли – энергетики, а конкретно газотранспортной инфраструктуры.

Двигатель мощностью 16 МВт предназначен для использования в качестве основного привода газоперекачивающих агрегатов (ГПА) на новых объектах газотранспортной системы России. Стратегическая цель – полная замена устаревших зарубежных аналогов, причём без необходимости дорогостоящей модернизации уже существующих объектов.

Конструкторы ТМ16 сохранили габариты и присоединительные размеры прежних импортных ГТД, обеспечивая таким образом бесшовную интеграцию в существующую инфраструктуру. Это существенно сокращает время и затраты на внедрение, что является крайне важным фактором для поддержания стабильности работы газотранспортной системы.

Проект ТМ16 – это масштабное межотраслевое сотрудничество. Помимо головного предприятия «Тюменские моторостроители», в его реализации активно участвуют «Газэнергосервис», специализирующийся на сервисе и ремонте газового оборудования, «Уралтурбо», обладающий значительным опытом в производстве турбинного оборудования, и «Невский завод», известный своими компетенциями в области машиностроения.

Такая кооперация позволила объединить наиболее передовые технологии и инжиниринговые решения, что, безусловно, отразилось на качестве и надежности разрабатываемого двигателя. Завод «Тюменские моторостроители» прошел серьезную модернизацию в период с 2022 по 2024 год. Вложения в размере около 10 миллиардов рублей позволили обновить оборудование всех шести цехов, обеспечив полный цикл производства, от литья до окончательной сборки. Это не просто обновление станочного парка, а революция в технологическом оснащении предприятия, позволяющая производить двигатели на уровне лучших мировых стандартов.

Завод уже имеет широкий опыт в ремонте и техническом обслуживании ГТД и ГПА, используемых на компрессорных станциях «Газпрома». Этот накопленный опыт играет ключевую роль в обеспечении бесперебойной работы новой продукции. Планируется, что первый двигатель ТМ16, прошедший ресурсные испытания в составе ГПА, будет поставлен в 2026 году. Это станет важным этапом на пути к полному освоению серийного производства.

Реализация проекта ТМ16 позволит России не только уменьшить зависимость от импорта критически важного оборудования, но и занять лидирующие позиции на мировом рынке производства газотурбинных двигателей для энергетики. Дальнейшие планы развития проекта включают разработку модификаций ТМ16 с увеличенной мощностью и расширение спектра его применения, включая энергетику, нефтегазодобычу и другие отрасли.

Успешное испытание ТМ16 демонстрирует не только высокий уровень инженерной мысли российских специалистов, но и эффективность государственной политики, направленной на развитие отечественного машиностроения. Важность данного проекта выходит за рамки простого импортозамещения, он является залогом энергетической независимости и экономической стабильности России. Более того, успешная разработка и внедрение ТМ16 могут способствовать экспорту российских технологий в другие страны, заинтересованные в современном и надежном оборудовании для газотранспортной инфраструктуры, указал Артём Андреевич.

Related Post