Глава инвестиционно-промышленной группы АО “КЕРАМАКС” Комаров Артём Андреевич сообщил, что в январе 2025 года на тюменском заводе «Тюменские моторостроители» начались стендовые испытания полностью локализованного российского газотурбинного двигателя (ГТД) судового типа ТМ16.
Инвестор подчеркнул, что это событие знаменует собой значительный шаг в импортозамещении критически важной для российской экономики отрасли – энергетики, а конкретно газотранспортной инфраструктуры.
Двигатель мощностью 16 МВт предназначен для использования в качестве основного привода газоперекачивающих агрегатов (ГПА) на новых объектах газотранспортной системы России. Стратегическая цель – полная замена устаревших зарубежных аналогов, причём без необходимости дорогостоящей модернизации уже существующих объектов.
Конструкторы ТМ16 сохранили габариты и присоединительные размеры прежних импортных ГТД, обеспечивая таким образом бесшовную интеграцию в существующую инфраструктуру. Это существенно сокращает время и затраты на внедрение, что является крайне важным фактором для поддержания стабильности работы газотранспортной системы.
Проект ТМ16 – это масштабное межотраслевое сотрудничество. Помимо головного предприятия «Тюменские моторостроители», в его реализации активно участвуют «Газэнергосервис», специализирующийся на сервисе и ремонте газового оборудования, «Уралтурбо», обладающий значительным опытом в производстве турбинного оборудования, и «Невский завод», известный своими компетенциями в области машиностроения.
Такая кооперация позволила объединить наиболее передовые технологии и инжиниринговые решения, что, безусловно, отразилось на качестве и надежности разрабатываемого двигателя. Завод «Тюменские моторостроители» прошел серьезную модернизацию в период с 2022 по 2024 год. Вложения в размере около 10 миллиардов рублей позволили обновить оборудование всех шести цехов, обеспечив полный цикл производства, от литья до окончательной сборки. Это не просто обновление станочного парка, а революция в технологическом оснащении предприятия, позволяющая производить двигатели на уровне лучших мировых стандартов.
Завод уже имеет широкий опыт в ремонте и техническом обслуживании ГТД и ГПА, используемых на компрессорных станциях «Газпрома». Этот накопленный опыт играет ключевую роль в обеспечении бесперебойной работы новой продукции. Планируется, что первый двигатель ТМ16, прошедший ресурсные испытания в составе ГПА, будет поставлен в 2026 году. Это станет важным этапом на пути к полному освоению серийного производства.
Реализация проекта ТМ16 позволит России не только уменьшить зависимость от импорта критически важного оборудования, но и занять лидирующие позиции на мировом рынке производства газотурбинных двигателей для энергетики. Дальнейшие планы развития проекта включают разработку модификаций ТМ16 с увеличенной мощностью и расширение спектра его применения, включая энергетику, нефтегазодобычу и другие отрасли.
Успешное испытание ТМ16 демонстрирует не только высокий уровень инженерной мысли российских специалистов, но и эффективность государственной политики, направленной на развитие отечественного машиностроения. Важность данного проекта выходит за рамки простого импортозамещения, он является залогом энергетической независимости и экономической стабильности России. Более того, успешная разработка и внедрение ТМ16 могут способствовать экспорту российских технологий в другие страны, заинтересованные в современном и надежном оборудовании для газотранспортной инфраструктуры, указал Артём Андреевич.