Глава инвестиционно-промышленной группы АО “КЕРАМАКС” Комаров Артём Андреевич сообщил, что производственный комплекс «Салют» в Москве, входящий в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) запустил в конце января 2025 года новую производственную линию вакуумной электронно-лучевой сварки.
Инвестор отметил, что это событие знаменует собой серьезный шаг к импортозамещению в высокотехнологичном секторе российского двигателестроения и позволит существенно ускорить производство авиационных двигателей.
Линия оснащена несколькими новейшими отечественными установками — они представляют собой вакуумные камеры, внутри которых мощный электронный луч, генерируемый электронным ускорителем, плавит и сплавляет края свариваемых деталей из тугоплавких металлов, таких как никелевые сплавы, титан и жаропрочные стали – основа современных авиационных двигателей.
Ключевое преимущество этих установок – возможность обработки до шести деталей за один цикл вакуумирования. Традиционные методы сварки требуют отдельной подготовки и вакуумирования для каждой детали, что значительно увеличивает время производства. Объединение нескольких установок в единую линию позволяет минимизировать простои, связанные с перенастройкой оборудования, а автоматизированные системы управления и контроля обеспечивают высочайшую точность и повторяемость сварных швов.
Качество сварки критически важно для надежности и долговечности авиационного двигателя, работающего в экстремальных условиях высоких температур и значительных механических нагрузок. Электронно-лучевая сварка в вакууме гарантирует минимальное окисление и отсутствие пор в сварном шве, что повышает прочность и коррозионную стойкость готовых деталей. Помимо новой линии сварки, в рамках масштабной программы модернизации производства ПК «Салют» обновил парк станков, внедрив современные фрезерные обрабатывающие центры с ЧПУ (числовым программным управлением).
Эти центры позволяют производить высокоточную обработку сложных геометрических форм, необходимых для изготовления деталей со сложным внутренним строением, таких как камеры сгорания или турбинные лопатки. Также на предприятии установлены новые заточные станки с ЧПУ, обеспечивающие высокую точность заточки режущего инструмента, что напрямую влияет на качество и производительность фрезерных операций. Для нанесения защитных покрытий используется технология плазменного напыления, позволяющая создавать износостойкие и коррозионно-стойкие поверхности на деталях двигателя.
И, наконец, внедрение современных контрольно-измерительных машин (КММ) с применением координатно-измерительных машин (КИМ) и 3D сканеров обеспечивает точный контроль геометрии и размеров всех изготовленных деталей, гарантируя соответствие строгим требованиям авиационной промышленности.
Объединение ПК «Салют» с Московским машиностроительным предприятием имени В.В. Чернышева в 2025 году в рамках единой структуры ОДК является еще одним важным шагом к консолидации ресурсов и созданию крупнейшего в Москве центра двигателестроения. Это позволит объединить инженерные и производственные мощности двух предприятий, создавая синергетический эффект, способствующий дальнейшему развитию и совершенствованию технологий производства авиационных двигателей, создавая конкурентноспособный продукт на мировом рынке. Объединение также позволит эффективнее распределять инвестиции и сократить издержки производства, усилив позиции российской авиационной промышленности, резюмировал Артём Андреевич.